Меня всегда увлекала вечная борьба между дискретными видеокартами и интегрированными решениями для креативных профессионалов.
Сегодня мы рассмотрим два мощных варианта, представляющих вершину своих подходов: могучий дискретный GPU Nvidia RTX 5090 и интегрированный чип Apple M4 Max.
Как эти технологические чудеса сравниваются при работе с требовательными креативными задачами?
Это всестороннее сравнение фокусируется исключительно на производительности для создателей контента — оставляя игровые бенчмарки в стороне — чтобы помочь вам определить, какое решение может лучше всего подойти для вашего профессионального рабочего процесса.
Сравнение характеристик: RTX 5090 против M4 Max
Прежде чем погрузиться в реальную производительность, давайте рассмотрим, как эти два силача выглядят на бумаге:
Характеристики показывают два фундаментально разных подхода.
RTX 5090 — это мощный выделенный GPU с исключительной сырой производительностью и пропускной способностью памяти.
M4 Max — это интегрированная система-на-чипе, предлагающая впечатляющую эффективность и архитектуру унифицированной памяти, обеспечивающую значительную ёмкость памяти.
Тестовая система для RTX 5090 включала Intel Core i9-12900K с 64ГБ DDR4-3600 RAM на материнской плате Asus ROG Strix Z690-A.
Хотя это создаёт небольшое ограничение по процессору по сравнению с более новыми моделями, бенчмарки GPU остаются весьма актуальными.
Производительность в бенчмарках: Главное испытание
Цифры рассказывают лишь часть истории.
Давайте исследуем, как эти две мощные системы работают в реальных креативных приложениях, на которые ежедневно полагаются профессиональные создатели контента.
Geekbench 6: Чистые вычисления GPU
В тесте GPU-вычислений Geekbench 6, RTX 5090 демонстрирует своё сырое преимущество в обработке с уверенным лидерством.
Всесторонние бенчмарки от Tech Notice показывают, что оценка OpenCL 5090 превосходит M4 Max более чем в 3 раза с 354 423 баллами против 116 141.
Эта существенная разница подчёркивает преимущество в сырой вычислительной мощности архитектуры выделенного GPU от Nvidia.
Даже в тестах Vulkan/Metal — где каждая платформа использует свой оптимизированный API — RTX 5090 сохраняет значительное преимущество с 350 275 баллами против 193 539 баллов M4 Max.
Это представляет собой увеличение производительности на 80,98% для карты Nvidia.
Photoshop: M4 Max берёт корону
Интересно, что Photoshop рассказывает другую историю.
Система M4 Max превосходит тестовую систему RTX 5090 со значительным отрывом в бенчмарке PugetBench.
Тестирование показало, что M4 Max набрал 13 429 баллов в целом по сравнению с 8 968 у системы RTX 5090 — преимущество в 33,22% для чипа Apple.
Это демонстрирует, как интегрированная природа M4 Max, с тесно связанными CPU и GPU на одном кристалле, выгодна для приложений, которые сильно полагаются на оба типа процессоров.
Этот результат подчёркивает важный момент: наличие самого мощного GPU не автоматически переводится в лучшую производительность во всех креативных приложениях. Производительность Photoshop значительно зависит от скорости одноядерного CPU и эффективного доступа к памяти — областей, где интегрированная архитектура Apple сияет.
Premiere Pro: Производительность, зависящая от рабочего процесса
Adobe Premiere Pro показывает более нюансированные результаты, которые зависят от конкретного рабочего процесса.
В PugetBench для Premiere Pro, система RTX 5090 набрала 13 048 баллов в стандартной общей производительности — примерно на 5,22% быстрее, чем 12 401 у M4 Max.
Однако в расширенных общих тестах M4 Max вырвался вперёд с 9 697 баллами против 8 878 для системы RTX 5090 — преимущество в 8,45%.
Разбивка по конкретным задачам показывает интересные закономерности:
- Для кодеков Long GOP (таких как H.264/H.265): RTX 5090 был быстрее в стандартных тестах, но медленнее в расширенных тестах
- Для внутрикадровых кодеков (таких как ProRes): M4 Max был значительно быстрее (преимущество в 50,10%), вероятно, благодаря выделенному ускорению ProRes от Apple
- Для RAW-видео: Система RTX 5090 работала на 84,71% лучше в стандартных тестах
- Для GPU-эффектов: RTX 5090 продемонстрировал явные преимущества (быстрее на 46,67% в стандартных тестах, быстрее на 84,90% в расширенных тестах)
Тесты показали, что Premiere Pro не полностью использовал все возможности аппаратного ускорения RTX 5090, особенно его продвинутые медиа-движки, поддерживающие аппаратное воспроизведение 4:2:2 10-бит.
After Effects: Преимущество интеграции
Тестирование After Effects показывает ещё одну победу для интегрированного подхода Apple.
В PugetBench для After Effects, система M4 Max набрала 1 892 балла в целом по сравнению с 1 265 у системы RTX 5090 — преимущество в 33,14% для Apple.
M4 Max превзошёл систему RTX 5090 во всех категориях тестов, с особенно сильными результатами в многоядерной производительности (быстрее на 28,11%) и предварительном просмотре RAM (быстрее на 37,20%).
Эти результаты отражают зависимость After Effects от сильной производительности CPU и эффективного доступа к памяти, а не от чистой мощности GPU.
Архитектура унифицированной памяти M4 Max оказывается выгодной для сложных рабочих процессов композитинга и создания анимационной графики, типичных для After Effects.
DaVinci Resolve: Блистает ускорение GPU
DaVinci Resolve, известный своим отличным использованием GPU, показывает более стабильные преимущества для RTX 5090 во всех рабочих нагрузках.
В общих тестах система RTX 5090 превзошла M4 Max, особенно в расширенных общих оценках, где она была быстрее на 34,72%.
Тесты GPU-эффектов показали наиболее драматическую разницу, где RTX 5090 работал на 149% лучше, чем M4 Max.
Независимое тестирование подтвердило, что хотя MacBook Pro с M4 Max обеспечивал плавный опыт редактирования, RTX 5090 обеспечивал заметно лучшую производительность при работе с эффектами на базе GPU и сложными таймлайнами.
Мэтью Мониз отметил в своём сравнении, что при редактировании видео-композиций с наложенными на таймлайн GPU-эффектами, его M4 Max иногда замедлялся при прокрутке, в то время как система RTX 5090 сохраняла идеальную плавность.
Интересно, что M4 Max всё ещё сохранял преимущества в рабочих процессах с ProRes и RAW, подчёркивая оптимизацию Apple для этих профессиональных кодеков.
Blender: Доминирование 3D-рендеринга на основе CUDA
Для 3D-рендеринга в Blender, RTX 5090 демонстрирует своё неоспоримое превосходство с почти тройной производительностью по сравнению с M4 Max.
Бенчмарк Monster показал, что RTX 5090 набрал 7 311,1 баллов по сравнению с 2 527,6 у M4 Max — преимущество в 189,25%.
Аналогичные закономерности проявились и в других бенчмарках Blender: JunkShop (быстрее на 158,90%) и Classroom (быстрее на 169,50%).
Комплексное тестирование показало, что RTX 5090 обеспечил улучшение на 99% по сравнению с MacBook Pro с M4 Max в задачах рендеринга Blender.
Этот исключительный разрыв в производительности демонстрирует, почему выделенные GPU — особенно те, что оснащены ядрами CUDA — остаются необходимыми для профессиональных 3D-художников и аниматоров.
Производительность ИИ: Скорость против Объёма
Когда речь заходит о задачах ИИ, сравнение выявляет интересный компромисс между сырой скоростью обработки и объёмом памяти.
RTX 5090 с тензорными ядрами 5-го поколения обеспечивает значительно более высокую скорость обработки.
По заявленной производительности в ИИ (TOPS), RTX 5090 выдаёт впечатляющие 3 352 TOPS (FP4), что в разы превосходит 38 TOPS, которые обеспечивает нейронный движок M4 Max.
Это даёт более чем 88-кратное преимущество в сырой вычислительной мощности для отдельных задач.
Бенчмарки Geekbench 6 AI также подтверждают это преимущество в скорости: RTX 5090 значительно опережает M4 Max в задачах с одинарной точностью (+100%), половинной точностью (+154%) и квантованных операциях (+46%).
Однако не только скорость имеет значение — особенно если вы планируете запускать большие языковые модели (LLM) локально.
RTX 5090 оснащён 32 ГБ быстрой видеопамяти GDDR7, что ограничивает объём моделей ИИ, которые можно загрузить прямо в память.
В то время как M4 Max с доступом к 128 ГБ унифицированной памяти может загружать и запускать значительно более крупные локальные LLM, которые просто не влезут в память RTX 5090.
Таким образом, выбор здесь полностью зависит от вашего конкретного рабочего сценария в ИИ.
Если вам важна максимальная скорость для генеративных задач, инструментов с ИИ, дообучения моделей или разработки с использованием CUDA — по вычислительной мощности RTX 5090 вне конкуренции.
Но если ваша цель — запуск самых больших языковых моделей локально на одном устройстве, то объём памяти M4 Max делает его более способным вариантом, несмотря на заметно более низкую скорость вывода.
Энергопотребление и тепловая эффективность
Пожалуй, самый поразительный контраст между этими системами — это их энергопотребление.
RTX 5090 потребляет до 575 ватт при пиковой производительности, требуя минимум 1000-ваттный блок питания для системы.
Напротив, M4 Max имеет номинальный TDP всего 75 ватт, хотя тестирование обычно показывало около 50-60 ватт во время работы.
Это означает, что M4 Max обеспечивает свою производительность, потребляя примерно 1/7 мощности RTX 5090.
Это впечатляющее достижение эффективности делает его особенно подходящим для портативных рабочих станций и сред, где энергопотребление или выделение тепла вызывают озабоченность.
Плюсы и минусы: RTX 5090 vs M4 Max

На основе данных бенчмарков и спецификаций, давайте проанализируем сильные стороны и ограничения каждой платформы.
Преимущества RTX 5090:
- Непревзойдённая сырая производительность GPU, особенно в профессиональном 3D-рендеринге
- Превосходные возможности обработки ИИ (в 88 раз быстрее по некоторым метрикам)
- Исключительная пропускная способность памяти (1 792 ГБ/с)
- Отличная производительность в приложениях с ускорением GPU, таких как DaVinci Resolve
- Продвинутые медиа-движки с двойными декодерами для эффективной обработки видео
- Более низкая начальная стоимость по сравнению с полной системой M4 Max ($1 999 против $5 000+)
- Поддержка экосистемы CUDA, критичная для многих профессиональных приложений
Ограничения RTX 5090:
- Чрезвычайно высокое энергопотребление (575Вт)
- Требует мощного решения охлаждения
- Ограничен 32ГБ VRAM (хотя и очень быстрой)
- Требует дополнительных компонентов системы (CPU, материнскую плату и т.д.)
- Недоступен в портативных форм-факторах
- Некоторые приложения не полностью используют его возможности
Преимущества M4 Max:
- Исключительная энергоэффективность (TDP 75Вт)
- Огромный объём унифицированной памяти — 128 ГБ (позволяет запускать крупные локальные LLM-модели).
- Превосходная производительность в приложениях, зависящих от CPU, таких как Photoshop
- Отличная обработка видеокодеков ProRes и RAW
- Доступен в портативных форм-факторах ноутбуков
- Универсальное решение с интегрированными CPU, GPU и нейронным движком
- Преимущество техпроцесса 3нм
- Работает прохладно даже при продолжительных нагрузках
Ограничения M4 Max:
- Значительно более низкая сырая производительность GPU для 3D-рендеринга
- Существенно более низкая скорость обработки ИИ, но отличная способность запускать большие локальные LLM-модели благодаря 128 ГБ памяти.
- Более низкая пропускная способность памяти (546 ГБ/с)
- Более высокая стоимость системы при покупке в составе MacBook Pro
- Отсутствие поддержки CUDA для определённых профессиональных приложений
- Ограничен экосистемой macOS
Кому стоит купить RTX 5090?
RTX 5090 — очевидный выбор для:
- 3D-художников и аниматоров: Почти тройное преимущество в производительности в Blender делает его незаменимым для профессиональных 3D-художников и аниматоров
- Исследователей и разработчиков ИИ: С производительностью ИИ, в 88 раз превышающей по некоторым метрикам, он не имеет себе равных для разработки ИИ
- Профессионалов VFX: Превосходная производительность GPU-эффектов в DaVinci Resolve выгодна для сложных работ с визуальными эффектами
- Пользователей больших языковых моделей: Высокая пропускная способность памяти и ускорение CUDA делают его идеальным для локального запуска моделей ИИ
- Создателей мульти-GPU рабочих станций: Относительно тонкий дизайн позволяет размещать несколько карт в одной рабочей станции
Кому не стоит покупать RTX 5090:
Вам стоит избегать RTX 5090, если вы:
- Мобильный создатель контента: Высокие требования к энергопитанию делают его непригодным для реализаций в ноутбуках
- В основном ориентированы на Photoshop: M4 Max фактически превосходит его во многих рабочих процессах Photoshop
- Работаете с ограниченной мощностью питания: Потребление 575Вт плюс системные требования требуют надёжной энергетической инфраструктуры
- На ограниченном бюджете: Хотя он дешевле полной системы M4 Max, он всё ещё требует существенных дополнительных компонентов
Кому стоит купить M4 Max?
M4 Max идеален для:
- Мобильных креативных профессионалов: Его эффективность делает его идеальным для мобильных креативных профессионалов
- Опытных пользователей Photoshop: Он превосходит гораздо более энергоёмкие системы в рабочих процессах Photoshop
- Видеомонтажёров, работающих с ProRes: Выделенное ускорение ProRes обеспечивает отличную производительность
- Создателей, нуждающихся в огромном объёме памяти: 128ГБ унифицированной памяти предлагает преимущества для рабочих процессов с интенсивным использованием памяти
- Тех, кто ценит эффективность: Соотношение производительности к мощности не имеет себе равных в индустрии
- Приверженцев экосистемы Mac: Он обеспечивает наилучшую возможную производительность в экосистеме Apple
Кому не стоит покупать M4 Max:
Вероятно, вы будете разочарованы M4 Max, если вы:
- Профессиональный 3D-художник: Если вы полагаетесь на Blender или подобные приложения, вы столкнётесь со значительными ограничениями производительности
- Сосредоточены на разработке ИИ: Ограниченная мощность обработки ИИ делает его непригодным для серьёзных работ по разработке ИИ
- Зависите от рабочих процессов CUDA: Если ваши приложения требуют ускорения CUDA, вы обнаружите, что оно полностью недоступно на M4 Max
- Покупаете с ограниченным бюджетом: При рассмотрении производительности на доллар в определённых приложениях, высокая стоимость системы может быть трудно оправдана
Часто задаваемые вопросы
RTX 5090 лучше, чем M4 Max?
RTX 5090 обеспечивает значительно лучшую производительность в GPU-интенсивных задачах, таких как 3D-рендеринг (почти в 3 раза быстрее в Blender) и рабочих нагрузках ИИ (до 88 раз быстрее по некоторым метрикам).
Однако M4 Max превосходит RTX 5090 в Photoshop на 33% и предлагает превосходную энергоэффективность, потребляя всего около 1/7 мощности при обеспечении конкурентоспособной производительности во многих креативных приложениях.
Какова производительность RTX 5090 в задачах ИИ?
RTX 5090 обеспечивает исключительную производительность ИИ с 3 352 TOPS (триллионов операций в секунду) с точностью FP4 — примерно в 88 раз быстрее, чем 38 TOPS у M4 Max.
В бенчмарках Geekbench 6 AI он превосходит M4 Max на 100% в рабочих нагрузках с одинарной точностью и на 154% в задачах с половинной точностью, что делает его превосходным выбором для разработки ИИ и генеративных рабочих процессов ИИ.
Стоит отметить, что благодаря объему унифицированной памяти до 128 ГБ, M4 Max способен запускать более крупные локальные языковые модели, чем позволяет 32 ГБ видеопамяти RTX 5090.
Хорош ли M4 Max для 3D-рендеринга?
Хотя M4 Max может справляться с задачами 3D-рендеринга, он значительно отстаёт от выделенных GPU, таких как RTX 5090.
В бенчмарках Blender RTX 5090 превзошёл M4 Max почти в 3 раза (быстрее на 189%) в бенчмарке Monster.
Для профессиональных 3D-художников и аниматоров, которые в основном сосредоточены на рендеринге, RTX 5090 предлагает существенно лучшую производительность, несмотря на его более высокие требования к мощности.
Какое энергопотребление у RTX 5090?
RTX 5090 имеет рейтинг общей графической мощности (TGP) 575 ватт, требуя системный блок питания не менее 1000 ватт.
Это представляет собой примерно в 7 раз большее энергопотребление, чем у M4 Max, который имеет TDP 75 ватт.
Высокие требования к питанию требуют надёжных решений охлаждения и ограничивают RTX 5090 настольными рабочими станциями, а не портативными системами.

Стоит ли мне купить RTX 5090 или M4 Max?
Ваш выбор должен зависеть от вашего конкретного рабочего процесса.
Выбирайте RTX 5090, если вы в основном работаете с 3D-рендерингом, разработкой ИИ или приложениями с ускорением GPU и не требуете мобильности.
Выбирайте M4 Max, если вам нужна портативность, вы работаете в основном с Photoshop или видео ProRes, цените энергоэффективность или привержены экосистеме macOS.
Рассмотрите ваши самые требовательные приложения и то, какая система лучше работает в этих конкретных задачах.
Как работает унифицированная память M4 Max?
M4 Max имеет архитектуру унифицированной памяти, где и CPU, и GPU обращаются к одному и тому же физическому пулу памяти (до 128ГБ).
Это устраняет необходимость копировать данные между отдельными пространствами памяти CPU и GPU, уменьшая задержки и потенциально улучшая производительность для рабочих процессов, которые часто передают данные между типами процессоров.
Унифицированный подход также позволяет GPU обращаться к гораздо большему объёму памяти, чем традиционные дискретные GPU, хотя и с меньшей пропускной способностью, чем GDDR7.
Системные требования RTX 5090?
RTX 5090 требует минимум 1000-ваттный блок питания (Nvidia рекомендует совместимый с PCIe CEM 5.1 блок питания), материнскую плату, совместимую с PCIe 5.0, и достаточное охлаждение корпуса для справления с тепловыделением.
Требуется либо 4 кабеля питания PCIe 8-pin (адаптер в комплекте), либо один 600-ваттный кабель питания PCIe Gen 5.
Карта занимает 2 слота и имеет размеры 304 мм в длину и 137 мм в ширину, требуя адекватного пространства в корпусе.
Варианты ноутбуков с M4 Max?
M4 Max в настоящее время доступен в моделях MacBook Pro 14 и 16 дюймов.
Конфигурация 16 дюймов предлагает наивысший потенциал производительности с лучшим термоуправлением.
При конфигурации с 40-ядерным GPU и 128ГБ унифицированной памяти цены начинаются от около $5 000.
За пределами ноутбуков, чип M4 Max также используется в настольном Mac Studio, который благодаря улучшенной системе охлаждения может обеспечивать немного более стабильную производительность.
В моём недавнем обзоре вы найдёте подробные бенчмарки в креативных приложениях и тесты ИИ-моделей для этого форм-фактора.
Заключение: Выбор на основе вашего креативного рабочего процесса
Сравнение RTX 5090 и Apple M4 Max показывает два исключительных, но принципиально разных подхода к высокопроизводительным вычислениям для креативных профессионалов.
RTX 5090 представляет собой вершину производительности дискретных видеокарт — он демонстрирует выдающиеся результаты в 3D-рендеринге, скорости обработки ИИ и работе с GPU-ускоренными эффектами.
Его чистая вычислительная мощность делает его незаменимым инструментом для профессионалов в этих областях, несмотря на серьёзные требования к питанию.
M4 Max демонстрирует интегрированный подход Apple, сочетающий впечатляющую производительность с поразительной энергоэффективностью.
Его архитектура унифицированной памяти и тесная связка CPU/GPU особенно эффективны в таких приложениях, как Photoshop и монтаж видео в ProRes, а высокая энергоэффективность позволяет достичь отличной производительности в портативных устройствах.
Ваш идеальный выбор полностью зависит от того, какие задачи вы решаете в своей креативной работе:
- Выбирайте RTX 5090, если для вас важны максимальная производительность GPU, 3D-рендеринг, высокая скорость ИИ-обработки и поддержка CUDA
- M4 Max подойдёт вам лучше, если вы цените энергоэффективность, мобильность, производительность в Photoshop, возможность запуска очень больших локальных моделей ИИ и глубокую интеграцию с экосистемой Apple
Для многих студий оптимальным решением может стать наличие обеих систем: M4 Max для мобильной работы и первичного контента, а RTX 5090 — для финального рендеринга и ресурсоёмких задач ИИ.
По мере того как технологии для креативных задач продолжают развиваться, мы действительно живём во времена, когда у нас есть доступ к столь мощным и разнообразным инструментам.
Независимо от того, выберете ли вы грубую мощь RTX 5090 или эффективную интеграцию M4 Max — современное топовое оборудование открывает творческие возможности, которые ещё несколько лет назад казались невозможными.