Новейший флагманский GPU от Nvidia, RTX 5090, наконец появился на сцене с впечатляющими характеристиками и возможностями — но действительно ли он стоит апгрейда с уже мощного RTX 4090?
Рынок высокопроизводительных GPU всегда был ориентирован на тех, кто стремится к абсолютной производительности, мало обращая внимания на соотношение цены и производительности.
Эти две видеокарты представляют собой вершину потребительских графических технологий, доступных сегодня.
В этом подробном сравнении мы рассмотрим каждый аспект этих мощных GPU — от технических характеристик и игровой производительности до рабочих нагрузок для создателей контента и реальной ценности.
Независимо от того, являетесь ли вы хардкорным геймером, стремящимся к максимальной частоте кадров в разрешении 4K, создателем контента, требующим огромной мощности GPU для рендеринга, или исследователем ИИ, нуждающимся в значительных вычислительных ресурсах, это руководство поможет вам определить, какая видеокарта заслуживает ваших с трудом заработанных денег.
Ключевые характеристики: RTX 5090 vs RTX 4090
Прежде чем погрузиться в реальную производительность, давайте рассмотрим, как эти два флагманских GPU сравниваются на бумаге в сопоставлении характеристик.
Эти характеристики рассказывают интересную историю — хотя обе карты построены на одном и том же 4N-процессе от TSMC, Nvidia удалось упаковать значительно больше ядер в 5090 с полностью переработанной архитектурой.
Наиболее существенные улучшения наблюдаются в пропускной способности памяти (+78%), производительности ИИ (+154%) и количестве ядер CUDA (+33%).
Но сухие характеристики не рассказывают всю историю, поэтому давайте глубже погрузимся в реальные различия в производительности между этими двумя мощными GPU.
Архитектура: Blackwell vs Ada Lovelace
RTX 5090 представляет новую архитектуру Nvidia Blackwell, которая является значительным шагом вперед, даже оставаясь на том же технологическом процессе, что и архитектура Ada Lovelace для RTX 4090.
Несмотря на отсутствие преимуществ от уменьшения техпроцесса, Nvidia разработала множество улучшений в дизайне GPU для извлечения большей производительности из той же технологии производства.
Blackwell имеет переработанные потоковые мультипроцессоры (SM), улучшенный кэш L2 (98 МБ против a73 МБ в 4090) и более эффективные конвейеры исполнения.
5090 также представляет значительно улучшенные тензорные ядра 5-го поколения, которые обеспечивают существенно лучшую производительность ИИ — ключевой фактор для задач с ускорением ИИ и DLSS 4 с мультикадровой генерацией.
Возможно, наиболее интересен тот факт, что 5090 имеет немного более низкую частоту boost, чем 4090 (2,41 ГГц против 2,52 ГГц), но компенсирует это количеством — на 33% больше ядер CUDA и более широкими системами памяти.
Подсистема памяти: Преимущество GDDR7
Одним из наиболее значительных технологических прорывов в RTX 5090 является использование памяти GDDR7 — первый потребительский GPU с этим новым стандартом памяти.
С 32 ГБ памяти GDDR7, работающей на эффективной скорости 28 Гбит/с по огромной 512-битной шине памяти, 5090 имеет впечатляющую пропускную способность памяти 1 792 ГБ/с.
Это представляет собой увеличение на 78% по сравнению с уже впечатляющими 1 008 ГБ/с RTX 4090 с его 24 ГБ памяти GDDR6X на 384-битной шине.
Преимущество в пропускной способности памяти становится особенно значимым в ресурсоемких задачах, таких как обработка ИИ, рендеринг текстур высокого разрешения и работа с большими наборами данных в творческих приложениях.
Для создателей контента, работающих с видео 8K или сложными 3D-сценами, дополнительный объем видеопамяти емкость (32 ГБ против 24 ГБ) также обеспечивает больше пространства для хранения ресурсов непосредственно в быстрой памяти GPU.
Требования к питанию и форм-фактор
Несмотря на значительно большую вычислительную мощность, Nvidia удалось уменьшить RTX 5090 до более компактного форм-фактора по сравнению с предшественником.
RTX 5090 — это настоящая 2-слотовая карта по сравнению с более массивным 3-слотовым дизайном RTX 4090, что делает ее совместимой с более широким спектром корпусов ПК, особенно сборками меньшего форм-фактора.
Это инженерное достижение еще более впечатляет, учитывая, что 5090 имеет более высокий TDP в 575 Вт по сравнению с 450 Вт у 4090 — увеличение энергопотребления на 28%.
Обе карты используют разъем питания 12VHPWR (теперь переименованный в 12V-2×6), хотя 5090 требует более надежной версии, способной обеспечить до 600 Вт, с переработанным углом для лучшей прокладки кабеля.
Физические размеры обеих карт на самом деле довольно похожи с точки зрения длины и ширины — 5090 имеет размеры 304 мм x 137 мм, идентичные размерам 4090 — но 5090 значительно тоньше, всего 48 мм в толщину по сравнению с 61 мм у 4090.
Игровые бенчмарки
Как эти карты проявляют себя в реальных игровых сценариях? Давайте посмотрим на данные производительности при различных разрешениях и типах игр.
Производительность в играх 4K
Разрешение 4K — это то, где эти флагманские GPU действительно созданы, чтобы блистать, и обе карты отлично справляются с обеспечением высокой частоты кадров при этом требовательном разрешении.
В ряде 17 современных AAA-игр, протестированных в разрешении 4K с максимальными настройками качества, RTX 5090 обеспечивает среднее увеличение производительности на 27% по сравнению с RTX 4090.
В разрешении 4K RTX 5090 в среднем обеспечивает 137 FPS в этих играх по сравнению с 108 FPS у RTX 4090 — значительное улучшение, которое может стать разницей между плавным и прерывистым опытом в самых требовательных играх.
Однако преимущество в производительности значительно варьируется в зависимости от игры:
- В Marvel Rivals 5090 превосходит 4090 на 33% в разрешении 4K
- В A Plague Tale: Requiem преимущество возрастает до 42%
- В Cyberpunk 2077 5090 обеспечивает прирост на 32%
- Однако в Starfield улучшение намного скромнее — всего 7%
Эти вариации указывают на то, что некоторые игры лучше оптимизированы для использования архитектурных улучшений 5090 и повышенной пропускной способности памяти.
Производительность в играх 1440p
В разрешении 1440p разрыв в производительности между двумя картами несколько сужается, поскольку оба GPU с меньшей вероятностью будут полностью загружены, часто вступают в игру ограничения CPU.
В том же наборе игровых тестов при 1440p RTX 5090 обеспечивает в среднем на 12,3% лучшую производительность, чем RTX 4090, при этом обе карты демонстрируют впечатляющую частоту кадров (в среднем 192 FPS против 171 FPS).
Показатели минимальной частоты кадров (1% low) демонстрируют аналогичное улучшение: 5090 обеспечивает минимальные 144 FPS по сравнению со 130 FPS у 4090, что представляет собой прирост стабильности кадров на 10,8%.
Некоторые игры показывают практически идентичную производительность между картами при этом разрешении из-за узких мест CPU, особенно при очень высоких частотах кадров.
Интересное наблюдение заключается в том, что в некоторых сценариях с ограничением CPU при 1440p 5090 иногда работает немного хуже, чем 4090, особенно в играх, которые плохо масштабируются с увеличением количества ядер, но выигрывают от немного более высоких тактовых частот 4090.
Производительность в играх 1080p
Хотя оба этих флагманских GPU, очевидно, избыточны для игр в 1080p, стоит рассмотреть, как они работают при этом разрешении для полноты картины.
При 1080p обе карты обеспечивают экстраординарную частоту кадров — RTX 5090 в среднем 204 FPS по всему нашему набору из 17 игр по сравнению с 202 FPS у RTX 4090.
Эта минимальная разница в 1% ясно указывает на то, что при 1080p мы полностью ограничены CPU даже с новейшими высокопроизводительными процессорами.
Во многих играх карты работают практически одинаково, а в некоторых случаях 4090 фактически опережает 5090 на небольшую величину благодаря своим немного более высоким тактовым частотам, которые дают преимущество в сценариях с ограничением CPU.
Огромное количество ядер 5090, пропускная способность памяти и расширенные функции почти полностью тратятся впустую при этом разрешении, так как система просто не может достаточно быстро загружать GPU для использования его возможностей.
Для соревновательных геймеров, стремящихся к максимальной частоте кадров при 1080p, инвестирование в высокопроизводительный CPU окажет гораздо большее влияние, чем выбор между этими двумя графическими картами.
Производительность трассировки лучей
Производительность трассировки лучей — это то, где RTX 5090 действительно блистает, с ее ядрами RT 4-го поколения, обеспечивающими существенные улучшения по сравнению с технологией 3-го поколения в 4090.
В играх с интенсивными эффектами трассировки лучей, таких как режим пути трассировки «Overdrive» в Cyberpunk 2077, 5090 стабильно превосходит 4090 на 30-40%.
Alan Wake 2, еще один пример трассировки лучей, 5090 обеспечивает 47 FPS в 4K с включенным RT по сравнению с 35 FPS у 4090 — улучшение на 35%, которое превращает опыт от несколько прерывистого до достаточно плавного.
Metro Exodus Enhanced Edition с полной трассировкой лучей глобального освещения показывает увеличение производительности на 26% на 5090, в то время как Cyberpunk 2077 с RT Overdrive видит увеличение на 30%.
Эти улучшения особенно значимы в сценариях с трассировкой лучей, где даже мощный 4090 может изо всех сил пытаться поддерживать 60 FPS при разрешении 4K со всеми включенными эффектами.
Влияние DLSS 4 и генерации кадров
Возможно, наиболее значительное преимущество, которое RTX 5090 имеет над своим предшественником, — это эксклюзивный доступ к технологии мультикадровой генерации DLSS 4.
В то время как обе карты поддерживают улучшенные возможности суперразрешения DLSS 4, только 5090 (и другие карты 50-й серии) могут использовать мультикадровую генерацию, которая может генерировать до 3 ИИ-интерполированных кадров для каждого рендеренного кадра.
На практике это означает, что 5090 потенциально может отображать 4 кадра (1 рендеренный + 3 сгенерированных ИИ) на каждый 1 кадр, который может отображать 4090 при использовании стандартной генерации кадров.
При тестировании Cyberpunk 2077 с трассировкой путей RT Overdrive в 4K, базовая производительность без апскейлинга составляет около 33 FPS на 5090.
С суперразрешением DLSS 4 это увеличивается до 92 FPS.
Включение 2-кратной мультикадровой генерации повышает это до 146 FPS, 3-кратной достигает 201 FPS, а максимальная 4-кратная настройка достигает невероятных 283 FPS.
RTX 4090 по-прежнему может использовать генерацию кадров DLSS 3 для значительного повышения производительности, но может вставлять только один ИИ-кадр между рендеренными кадрами, ограничивая свой максимальный потенциал по сравнению с возможностями мультикадрового режима 5090.
Ценностное предложение для геймеров
RTX 5090 обеспечивает примерно на 27% лучшую игровую производительность в 4K, чем RTX 4090, при на 25% более высокой MSRP ($1,999 против $1,599).
С точки зрения чистой стоимости, это представляет собой лишь минимальное улучшение соотношения производительности к доллару по сравнению с 4090.
Этот расчет кардинально меняется, если учесть возможности мультикадровой генерации 5090, которые потенциально могут увеличить частоту кадров в четыре раза в поддерживаемых играх.
Однако текущие рыночные условия серьезно повлияли на доступность и ценообразование: 4090 часто продается значительно выше своей первоначальной MSRP из-за ограниченного запаса, а 5090 испытывает аналогичные ограничения поставок.
Для чисто игровых целей RTX 5090 представляет собой стоящее обновление для тех, кто переходит с GPU старше 4090, но владельцы 4090 могут обнаружить, что прирост производительности недостаточен для оправдания расходов, если они конкретно не нуждаются в дополнительной видеопамяти или возможностях мультикадровой генерации.
Производительность для создателей контента
В то время как игровая производительность показывает умеренные улучшения, рабочие нагрузки создания контента демонстрируют, где RTX 5090 действительно блистает по сравнению со своим предшественником.
Редактирование и кодирование видео
5090 включает значительные улучшения в своих медиа-движках, имея три энкодера и два декодера — это обновление по сравнению с двумя энкодерами и одним декодером у 4090.
Эти улучшенные медиа-движки теперь поддерживают декодирование H.264 10-бит 4:2:2, кодек, ранее ускоряемый только технологией Intel Quick Sync.
В DaVinci Resolve 5090 превосходит 4090 на 46-56% в стандартных и расширенных общих показателях, демонстрируя существенное улучшение для видеоредакторов.
Наиболее впечатляюще, производительность воспроизведения H.264 и H.265 (измеряемая как «Long GOP score» в бенчмарках) видит массивное улучшение на 126% по сравнению с 4090, преобразуя опыт редактирования с этими сложными кодеками.
Медиа-движки могут декодировать до девяти потоков 4K 60fps видео одновременно, позволяя создавать невероятно сложные многокамерные рабочие процессы редактирования.
Производительность Premiere Pro не так впечатляет в текущих версиях: 5090 показывает преимущество всего 3,2% в стандартных показателях по сравнению с 4090, хотя GPU-эффекты видят улучшение на 14,3%.
Редактирование фото: Производительность Photoshop и Lightroom
Удивительно, но редактирование фотографий показывает некоторые неожиданные результаты при сравнении этих флагманских GPU.
В бенчмарках Adobe Photoshop различия в производительности между этими высокопроизводительными картами минимальны — RTX 5090 лишь примерно на 5,4% быстрее, чем RTX 3090 в общих показателях, и примерно на 10% быстрее в операциях с фильтрами.
Еще интереснее то, что AMD Radeon 7900 XTX на самом деле превосходит все карты Nvidia в этих тестах, что свидетельствует о том, что Photoshop не полностью оптимизирован для использования архитектурных преимуществ RTX 5090.
Результаты в Lightroom Classic еще более неожиданны — RTX 3090 оказывается самой быстрой картой в группе, а Radeon 7900 XTX следует сразу за ней.
И RTX 4090, и 5090 на самом деле работают хуже, чем их предшественник, причем 5090 примерно на 10% медленнее, чем 3090 в бенчмарках Lightroom Classic.
Этот контринтуитивный результат, вероятно, связан с проблемами оптимизации драйверов — приложения Adobe не были полностью обновлены для эффективного использования новой архитектуры.
Для фотографов и редакторов фотографий эти бенчмарки предполагают, что инвестирование в RTX 5090 или 4090 в первую очередь для редактирования фотографий не было бы экономически эффективным выбором — более доступные варианты обеспечили бы практически идентичную производительность в этих приложениях.
Эта ситуация, вероятно, улучшится с будущими обновлениями драйверов и программного обеспечения, но на данный момент редактирование фотографий остается одной из областей, где флагманские GPU не оправдывают свои премиальные ценники.
3D-рендеринг и визуализация
Сырая вычислительная мощность 5090 приводит к значительным улучшениям в рабочих нагрузках 3D-рендеринга.
В бенчмарке Monster сцены Blender 5090 набирает 7 311 очков по сравнению с 5 950 у 4090 — улучшение на 23%, которое может сэкономить часы на сложных задачах рендеринга.
Результаты бенчмарка V-Ray показывают еще более впечатляющие приросты, с 5090, превосходящей 4090 на 36-37% как в оценках CUDA, так и в RTX.
Дополнительные 8 ГБ видеопамяти на 5090 (32 ГБ против 24 ГБ) особенно ценны для 3D-художников, работающих со сложными сценами, текстурами высокого разрешения и ресурсоемкими симуляциями.
Производительность видового отображения в приложениях, таких как Unreal Engine 5, также выигрывает от улучшенной архитектуры 5090, с 29% увеличением производительности по сравнению с 4090 при работе со сложными сценами.
ИИ и машинное обучение
Наиболее драматичное улучшение приходит в рабочих нагрузках ИИ и машинного обучения, где тензорные ядра 5-го поколения 5090 обеспечивают трансформирующие приросты производительности.
В точности FP4 — обычно используемой для вывода в больших языковых моделях — 5090 может обеспечить более 3 300 TOPS (триллионов операций в секунду) по сравнению с 1 300 TOPS у 4090, что представляет собой улучшение на 154%.
Этот квантовый скачок в производительности ИИ делает 5090 исключительно привлекательным выбором для исследователей, разработчиков и энтузиастов, работающих с генеративным ИИ, локальными LLM и другими приложениями ИИ.
Комбинация увеличенной производительности тензорных ядер и массивного улучшения пропускной способности памяти (1 792 ГБ/с против 1 008 ГБ/с) обеспечивает значительно более быстрое обучение и вывод для моделей ИИ.
Специальные случаи использования: VR и высокоразрешающие вычисления
Производительность VR-игр
Виртуальная реальность представляет уникальную рабочую нагрузку для GPU, требуя рендеринга при высоких разрешениях (часто выше, чем 4K в сумме для обоих глаз) с минимальной задержкой и стабильной частотой кадров.
Тестирование с шлемом Pimax Crystal при различных уровнях суперсэмплинга показывает, что 5090 замечательно масштабируется при экстремальных разрешениях по сравнению с 4090.
При 100% разрешении в настройках Virtual Desktop Ultra разница в производительности между 5090 и 4090 относительно скромна, аналогично стандартному гемингу в 4K.
Однако, по мере увеличения масштабирования разрешения до 200%, 300% и 400%, 5090 явно вырывается вперед, обеспечивая до 2-3 раз лучшую производительность, чем 4090 в некоторых играх при самых высоких разрешениях.
Это исключительное масштабирование при экстремальных разрешениях, по-видимому, в первую очередь связано с существенно более высокой пропускной способностью памяти 5090, которая становится ограничивающим фактором при работе с сверхвысоким количеством пикселей.
Для энтузиастов VR-симуляций, использующих высококлассные шлемы, такие как Pimax Crystal или Varjo Aero, 5090 представляет собой трансформирующее обновление, которое может превратить ранее прерывистый опыт в плавный.
Многомониторные конфигурации и вычисления в 8K
Аналогично производительности VR, многомониторные конфигурации и дисплеи 8K существенно выигрывают от улучшенной подсистемы памяти 5090.
Тесты игр в 8K (7680×4320) показывают, что 5090 обеспечивает на 40-50% лучшую производительность, чем 4090 — гораздо больший разрыв, чем наблюдается при разрешении 4K.
RTX 5090 поддерживает DisplayPort 2.1b, что обеспечивает 4K с частотой до 480 Гц или 8K при 165 Гц с компрессией потока дисплея, обеспечивая будущую совместимость с дисплеями следующего поколения.
Тройные или четырехмониторные конфигурации для симуляторов гонок или полетов существенно выигрывают от расширенной ёмкости и пропускной способности памяти 5090.
Для пользователей, занимающихся продуктивной работой со сложными многооконными рабочими процессами на нескольких дисплеях высокого разрешения, дополнительная видеопамять и пропускная способность памяти 5090 обеспечивает более плавную работу при жонглировании ресурсоемкими приложениями.
Практические соображения
Требования к питанию и охлаждению
TDP RTX 5090 в 575 Вт представляет значительное увеличение на 28% по сравнению с уже существенным энергопотреблением 4090 в 450 Вт.
Nvidia рекомендует минимальный блок питания на 1000 Вт для систем, использующих 5090, хотя многие эксперты предлагают 1200 Вт или выше для систем с высокопроизводительными CPU и множеством компонентов.
Несмотря на более высокое энергопотребление, 5090 Founders Edition имеет впечатляюще эффективное решение охлаждения — переработанный двойной осевой проточный кулер с 3D-паровой камерой, использующей жидкий металл в качестве термоинтерфейса.
Тестирование температуры показывает, что 5090 Founders Edition достигает около 77°C при стабильной нагрузке на открытом тестовом стенде, что несколько теплее, чем типичные 68°C у 4090, но все еще хорошо в пределах безопасных границ.
Кривая вентилятора настроена на приоритет более тихой работы, с оборотами вентилятора, обычно достигающими максимума около 48% при нормальных игровых нагрузках.
Известные проблемы и опасения
Разъем питания 12VHPWR (12V-2×6) продолжает вызывать беспокойство как для 5090, так и для 4090, с некоторыми случаями плавления разъемов.
Похоже, что 5090 несколько улучшила дизайн разъема, со значительно более тугой посадкой, что снижает вероятность плохих соединений — основной причины проблем с перегревом.
Некоторые ранние экземпляры 5090 имеют дефектные блоки рендеринга (ROPs), что приводит к визуальным артефактам в определенных играх и приложениях.
Зрелость драйверов остается проблемой для 5090, с некоторыми приложениями, показывающими регрессии производительности или проблемы совместимости по сравнению с более устоявшимися драйверами 4090.
Поддержка устаревшего PhysX была удалена в картах 50-й серии, вызывая проблемы с производительностью в старых играх, которые опираются на 32-битные реализации PhysX — эти игры работают лучше на картах 40-й серии и старше.

Вам также может быть интересно:
RTX 5070 vs 4070S: Тесты удивят геймеров и профессионалов!
Плюсы и минусы
Преимущества RTX 5090
- Значительно более плавный опыт игр в 4K, особенно с включенной трассировкой лучей (прирост производительности 30-40%)
- Революционное увеличение производительности ИИ (на 154% больше, чем у 4090) делает локальные инструменты и модели ИИ гораздо более жизнеспособными
- Трансформационная для видеоредакторов с декодированием H.264/H.265 на 126% быстрее, делая редактирование 4K 60fps невероятно плавным
- Технология мультикадровой генерации может заставить игры с 30-40 FPS ощущаться как работающие на 100+ FPS
- Существенно лучшая производительность VR при высоких скоростях суперсэмплинга — критически важно для высококлассных шлемов
- Более компактный 2-слотовый дизайн помещается в меньшие корпуса и SFF-сборки
- Дополнительный запас видеопамяти (32 ГБ против 24 ГБ) устраняет появление текстур в требовательных играх и ресурсоемких 3D-приложениях
- Более сильная защита от устаревания для будущих игр и рабочих нагрузок
Недостатки RTX 5090
- Плохое соотношение цены и качества при цене в $2,000 — на 25% дороже для улучшения растеризации на 27%
- Высокое энергопотребление (575 Вт) требует дорогого обновления блока питания до 1000 Вт+ для многих систем
- Более высокие рабочие температуры приводят к более громкому охлаждению в большинстве случаев
- Проблемы совместимости со старыми играми, использующими 32-битный PhysX — некоторые на самом деле работают хуже, чем на 4090
- Требуемая поддержка PCI-Express 5.0 означает дорогие обновления материнской платы для многих пользователей
- Ограниченная доступность и постоянные проблемы со скальпингом делают почти невозможным найти карту по MSRP
Преимущества RTX 4090
- Гораздо лучшая ценность по своей первоначальной MSRP ($1,599) — когда находится по разумным ценам
- Лучшее соотношение цены и производительности для чистой растеризации в играх (всего на 27% медленнее при 25% меньшей стоимости)
- Более зрелая экосистема драйверов с меньшим количеством проблем совместимости
- Работает прохладнее под нагрузкой (68°C против 77°C), что позволяет работать тише
- Поддержка устаревших игр превосходна, особенно для игр, использующих 32-битный PhysX
- Более низкое энергопотребление (450 Вт против 575 Вт) означает меньше тепла в корпусе и меньшие счета за электроэнергию
- Больше вариантов от партнеров AIB с установленной репутацией
- Находится на рынке дольше с известными характеристиками надежности
Недостатки RTX 4090
- Значительно более слабая производительность ИИ — может испытывать трудности с более крупными локальными LLM и задачами генеративного ИИ
- Производительность редактирования видео существенно отстает, особенно с контентом H.264/H.265
- Поддерживает только стандартную генерацию кадров, а не более мощную мультикадровую генерацию
- Производительность VR при высоких уровнях суперсэмплинга не может сравниться с 5090 — может привести к заиканию в требовательных шлемах
- Более громоздкий 3-слотовый дизайн делает его несовместимым со многими корпусами меньшего размера
- Ограничен улучшениями DLSS одного поколения — нет будущих мультикадровых возможностей
- 24 ГБ видеопамяти могут стать ограничением в играх следующего поколения и ресурсоемких креативных приложениях
Кому следует покупать какую карту?
Идеальные пользователи для RTX 5090
RTX 5090 представляет собой лучший выбор для:
- Исследователей и разработчиков ИИ: Огромный скачок в производительности ИИ делает эту карту идеальной для любого, кто работает с LLM, генеративным ИИ или другими приложениями машинного обучения
- Энтузиастов VR с высококлассными шлемами: Пользователи Pimax, Varjo или других шлемов высокого разрешения увидят трансформационные улучшения
- Профессиональных создателей контента: Видеоредакторы, 3D-художники и другие креативные профессионалы выиграют от улучшенных медиа-движков и дополнительной видеопамяти
- Энтузиастов игр в 8K: Немногие пионеры, продвигающие игры в 8K, увидят существенные преимущества от 5090
- Геймеры без компромиссов: Те, кто требует абсолютно лучшего игрового опыта с максимальными настройками, особенно с трассировкой лучей
- Сборщики SFF PC: Компактный 2-слотовый дизайн обеспечивает высокую производительность в корпусах меньшего форм-фактора
Идеальные пользователи для RTX 4090
RTX 4090 остается отличным выбором для:
- Ценностно-ориентированных высокоуровневых геймеров: Тех, кто хочет исключительной игровой производительности в 4K без премиальной цены 5090
- Создателей контента с устоявшимися рабочими процессами: Профессионалов, которые оптимизировали свои рабочие процессы для 4090 и не нуждаются в дополнительной видеопамяти
- Пользователей с блоком питания 850 Вт: Тех, кто не хочет обновлять свой блок питания для размещения более высоких требований к энергии 5090
- Энтузиастов, которые играют в устаревшие игры: Тех, кто часто играет в старые игры, которые выигрывают от поддержки 32-битного PhysX
- Тех, кто ставит стабильность на первое место: Пользователей, которые предпочитают более зрелые драйверы и проверенную надежность передовым функциям
Когда стоит ждать будущих GPU
Учитывая текущие рыночные условия и скромное улучшение поколения в производительности растеризации, некоторым пользователям может быть лучше ждать будущих вариантов:
- Текущие владельцы RTX 4090: Прирост производительности может не оправдать затраты, если вы специально не нуждаетесь в дополнительной видеопамяти или возможностях ИИ
- Бюджетно-ориентированные геймеры: Рассмотрите возможность подождать RTX 5080 или предстоящих GPU AMD RDNA 4, которые могут предложить лучшее соотношение цены и производительности
- Те, кто обеспокоен проблемами раннего внедрения: Ожидание зрелости драйверов и потенциальных аппаратных ревизий может обеспечить более гладкий опыт
- Пользователи, в основном играющие в 1440p: Разница в производительности между этими картами сужается при более низких разрешениях, уменьшая ценностное предложение
FAQ: RTX 5090 vs 4090
Как RTX 5090 работает конкретно для VR-игр по сравнению с 4090?
Для стандартных VR-игр при нормальных разрешениях 5090 предлагает аналогичные приросты производительности, что и для обычных игр (около 25-30% улучшения).
Однако в шлемах высокого разрешения с суперсэмплингом 5090 значительно превосходит 4090, обеспечивая в 2-3 раза лучшую производительность при масштабировании разрешения 300-400%.
Это делает 5090 трансформационной для таких шлемов, как Pimax Crystal, где 4090 может изо всех сил пытаться поддерживать плавную частоту кадров при более высоких разрешениях.
Затрагивают ли проблемы с плавлением силовых кабелей RTX 5090 так же сильно, как и 4090?
Обе карты используют версии разъема 12VHPWR, у которых были зарегистрированы проблемы с плавлением.
5090 имеет улучшенный дизайн разъема с более плотной посадкой, что снижает вероятность плохих соединений — основной причины проблем с плавлением.
Однако правильная установка остается решающей для обеих карт.
Более высокое энергопотребление 5090 (575 Вт против 450 Вт) создает большую нагрузку на разъем, потенциально увеличивая риск, если он не правильно установлен.

Действительно ли 32 ГБ видеопамяти на 5090 необходимы или это просто маркетинговый ход?
Для большинства современных игр 24 ГБ на 4090 уже более чем достаточно.
Однако дополнительная видеопамять становится ценной в конкретных сценариях: работа с видео 8K, сложный 3D-рендеринг с текстурами высокого разрешения, обучение моделей ИИ и особенно в VR с высокими скоростями суперсэмплинга.
Будущие игры также, вероятно, увеличат требования к видеопамяти.
Для стандартных игр в 4K дополнительная видеопамять обеспечивает минимальную пользу сегодня, но предлагает лучшую защиту от устаревания.
Насколько значительны проблемы совместимости PhysX с RTX 5090?
Карты 50-й серии, включая 5090, отказались от поддержки 32-битного PhysX, что влияет на небольшое количество старых игр, которые полагаются на эту технологию.
Игры, такие как Borderlands 2, серия Batman Arkham, Mirror’s Edge и некоторые более старые игры могут испытывать значительно худшую производительность на 5090 по сравнению с 4090, когда эффекты PhysX включены.
Для большинства современных игр это не проблема, но если вы часто играете в эти старые игры с эффектами PhysX, 4090 обеспечит лучший опыт.
Стоит ли RTX 5090 обновления с RTX 4090?
Для большинства геймеров улучшение производительности на 25-30% может не оправдать стоимость обновления с 4090.
Однако создатели контента, разработчики ИИ и энтузиасты VR увидят более существенные преимущества, которые могут сделать обновление стоящим.
Насколько быстрее RTX 5090 по сравнению с 4090 в играх?
В разрешении 4K RTX 5090 обеспечивает примерно на 27% лучшую производительность, чем 4090 в среднем.
Это улучшение увеличивается до 30-40% в сценариях с трассировкой лучей и может быть существенно выше с включенной мультикадровой генерацией.
Нужно ли мне обновлять блок питания для RTX 5090?
Nvidia рекомендует блок питания мощностью 1000 Вт для систем с RTX 5090, по сравнению с 850 Вт для 4090.
Высокопроизводительные системы с разогнанными CPU могут выиграть от блоков питания мощностью 1200 Вт или выше.
Если вы в настоящее время используете блок питания 850 Вт с 4090, вам, вероятно, потребуется обновление для 5090.
Что такое мультикадровая генерация и почему она эксклюзивна для RTX 5090?
Мультикадровая генерация — это продвинутая функция DLSS 4, которая может генерировать до трех ИИ-интерполированных кадров для каждого рендеренного кадра, потенциально увеличивая частоту кадров в четыре раза.
Она эксклюзивна для GPU 50-й серии из-за аппаратных требований в тензорных ядрах 5-го поколения.
Как RTX 5090 сравнивается с 4090 для создания контента?
5090 обеспечивает на 15-56% лучшую производительность в приложениях для создания контента, с наиболее существенными улучшениями в DaVinci Resolve (46-56%), 3D-рендеринге (23-37%) и особенно в рабочих нагрузках ИИ (улучшение на 154% в AI TOPS).
Почему RTX 5090 — 2-слотовая карта, в то время как 4090 — 3-слотовая?
Несмотря на более высокое энергопотребление, Nvidia достигла более компактного дизайна благодаря продвинутой системе охлаждения с 3D-паровой камерой с жидкометаллическим TIM и более эффективному сквозному дизайну, который устраняет изменения направления воздушного потока.
Громче ли RTX 5090, чем 4090?
Несмотря на более высокое энергопотребление, 5090 Founders Edition на самом деле производит аналогичный или даже меньший шум, чем 4090 FE, благодаря оптимизированному дизайну вентилятора и схеме воздушного потока, которая устраняет турбулентность от изменений направления.
Когда карты RTX 5090 будут легко доступны?
Ограничения поставок и высокий спрос ограничили доступность с момента запуска. Отраслевые аналитики ожидают, что поставки будут постепенно улучшаться в течение 2025 года, хотя точные сроки остаются неопределенными из-за производственных проблем и глобального дефицита кремния.
Стоит ли ждать конкурирующий высокопроизводительный GPU от AMD?
AMD решила не конкурировать напрямую в ультра-высокопроизводительном сегменте с 5090, сосредоточившись вместо этого на среднем и высоком сегментах рынка.
Если вам нужна абсолютная производительность высшего уровня прямо сейчас, особенно для трассировки лучей или ИИ, 5090 или 4090 остаются вашими лучшими вариантами.
Заключение: Какой GPU подходит именно вам?
RTX 5090 представляет значительное, но не революционное улучшение по сравнению с RTX 4090 для обычных игровых рабочих нагрузок, обеспечивая около 27% лучшую производительность в 4K при на 25% более высокой MSRP.
Там, где 5090 действительно блистает, — это в специализированных рабочих нагрузках, таких как разработка ИИ, VR-игры при экстремальных разрешениях и задачи создания контента, которые выигрывают от ее радикально улучшенной системы памяти и медиа-движков.
Возможность мультикадровой генерации, эксклюзивная для карт 50-й серии, предлагает взгляд на видение Nvidia будущего — где сырая производительность рендеринга дополняется все более сложной интерполяцией кадров на основе ИИ.
Для большинства геймеров, особенно тех, кто уже владеет RTX 4090, скромное улучшение производительности может не оправдать затраты на обновление.
Однако для тех, кто строит новую высокопроизводительную систему с нуля, 5090 представляет собой вершину потребительских графических технологий и предлагает преимущества для защиты от устаревания, которые могут оправдать ее премиальную цену.
Создатели контента, особенно те, кто работает с видео или 3D-приложениями, найдут улучшенные медиа-движки и дополнительную видеопамять 5090 трансформационными для сложных рабочих процессов.
А для исследователей и разработчиков ИИ массивное улучшение производительности ИИ 5090 делает ее исключительным ценностным предложением, несмотря на ее высокую цену.
В конечном счете, выбор между этими двумя мощными GPU сводится к вашим конкретным потребностям, бюджетным ограничениям и тому, цените ли вы наличие абсолютно лучшей производительности независимо от стоимости.
В любом случае, как RTX 5090, так и 4090 представляют собой вершину потребительских графических технологий и будут обеспечивать исключительную производительность во всех рабочих нагрузках в течение многих лет.